Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ

ГАЗ 67Б


ГАЗ-67 – советский полноприводный легковой автомобиль военного предназначения, который построен на базе «Эмки» (ГАЗ-М1). Эти известные советские автомобили имели упрощенный открытый кузов, в котором вместо дверей применялись вырезы.

Название: В армии автомобиль получил большое количество прозвищ, таких как «козлик», «козел», «блоха-воин», «пигмей», ХБВ (хочу быть «Виллисом), «Иван-Виллис». В Польше ГАЗ-67 называли «Чапаев» или «газик».

Годы выпуска: сентябрь 1943 г. – конец 1953 г.

Место производства: Горьковский Автомобильный Завод

Конструкторы: Ведущие конструкторы – Виталий Андреевич Грачёв и (с августа 1944 года) Григорий Моисеевич Вассерман.

ГАЗ 67Б

Характеристики:

Характеристики двигателя: 4 цилиндра
Масса: 1,376 тонны
Объем двигателя: 3285 см3
Мощность двигателя: 54 л. с.
Максимальная скорость: 92 км/ч

Историческая справка:

Советско-финский вооруженный конфликт 1939–40 гг., разворачивавшийся в условиях тяжелого зимнего бездорожья, выявил острую необходимость в предельно простом, но надежном и подвижном легковом автомобиле-вездеходе. Подобный автомобиль – «Бантам» – к тому времени уже появился в США, и перспективность подобной машины для руководства ГАБТУ РККА была бесспорной.

В январе 1941 года Горьковский автозавод и НАТИ получили срочное задание на конкурсной основе разработать конструкцию легкого вездехода с полезной нагрузкой 400 кг, пробегом до списания 5000 км, при этом величины габаритной длины и колеи колес были заданы идентичными автомобилю «Бантам».

До конца 1953 года выпущено 92 843 вездехода 67 и 67Б. А считая с «первопроходцем» серии ГАЗ-64 – 93 605 машин.

Модернизированный вариант, известный как ГАЗ-67Б (выпуск с ноября 1944 года), отличался подетальным усовершенствованием подшипников, шарниров трансмиссии и ходовой части; карбюратором, фильтром – отстойником топлива, распределителем зажигания с октан-корректором и прочими элементами.

Большая часть выпуска ГАЗ-67Б пришлась на послевоенное время. С 1948 года на автомобиль устанавливалась штампованная решетка радиатора, с которой он получил законченный вид и наибольшее распространение, в том числе в художественных фильмах про войну.

После окончания войны ГАЗ-67Б очень активно использовался не только в армии, но и в МВД, МГБ, лесном и сельском хозяйстве, геологоразведке. На его базе даже производилась бурильно-крановая гидравлическая машина БКГМ-АН, а также автомобили-снегоочистители.

Конструкцию разработали в рекордные сроки, всего за 51 день. В апреле 1941 года автомобиль ГАЗ-64-416 был одобрен военными, и в августе того же года начался его выпуск. До конца 1941 года в Красную армию был поставлен 601 вездеход, с успехом выдержавший испытания военного времени, не уступая при этом американским аналогам «Виллис» и «Бантам», которые поступали в СССР по ленд-лизу. В 1942 году рама автомобиля была усилена, а колея увеличена, что повысило проходимость и устойчивость вездехода. После модернизации он получил индекс ГАЗ-67. Его отличал расширенный кузов с передним и задними крыльями, под сиденьем водителя располагался дополнительный бензобак.