Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ

ВАЗ 2101 “Копейка”


Название:

В августе 1968 года журнал «За рулем» объявил читательский конкурс на лучшее название для нового автомобиля. Вариант «жигули» был предложен вазовским конструктором Алексеем Чёрным. Так называются горы недалеко от Тольятти. В народе ВАЗ-2101 сначала прозвали «единичка», а уже в конце 1980-х годов за автомобилем закрепилось название «копейка». В Тольятти бытовало и «однерка». Когда «жигули» стали поставляться на экспорт, снова встал вопрос о названии: иностранцы не могли правильно произнести слово «жигули». Кроме того, в некоторых языках оно имело не совсем приличные значения. Например, на арабском «жигули» звучит как слово «вор», а в Испании напоминает «жиголо». Нужно было придумать новое название для экспортных автомобилей Волжского завода. Оно появилось в 1973 году – LADA 1200. Это исконно русское слово означает «любимая», просто пишется и хорошо звучит на всех языках.

И уже потом, с появлением «восьмерок» и «девяток», заднеприводные «жигули» всех моделей стали именовать «классикой».

Годы выпуска: 1970–1988 гг.

Место производства:

Первая модель, выпущенная на Волжском автомобильном заводе. За выпуск этого авто Волжский автомобильный завод получил международную премию «Золотой Меркурий».

Первая модель выпущена на Волжском автомобильном заводе. За выпуск этого авто Волжский автомобильный завод получил международную премию «Золотой Меркурий».

На базе ВАЗ-2101 было создано так называемое «классическое» семейство автомобилей ВАЗ, которое находилось на конвейере до 17 сентября 2012 года.

ВАЗ 2101

Характеристики:

Максимальная мощность: 47,2 кВт (64 л. с.) при 5600 об/мин
Разгон до 100 км/ч: 20 с
Макс. скорость: 142 км/ч

Седан, получивший название ВАЗ-2101 «Жигули», имел типичную для тех лет классическую компоновку, а за время подготовки к серийному выпуску в его конструкцию было внесено множество изменений. Например, в отличие от «фиата» советский автомобиль оснащали двигателем не с нижним, а с верхним расположением распредвала. Сам мотор объемом 1,2 литра развивал 64 л. с. Кроме того, «жигули» получили усиленное сцепление, модернизированную четырехступенчатую коробку передач, измененную конструкцию задней зависимой подвески, задние барабанные тормоза вместо дисковых.

Среди нововведений – усиленный кузов, усовершенствованный двигатель. Также была полностью заменена задняя подвеска, увеличен клиренс, в салоне появилось полноценное отопление. Последнее было особо оценено советскими автолюбителями, которые узнали, что в морозы в машине может быть тепло, а запуск двигателя зимой может и не требовать особых усилий.

Кроме того, дисковые задние тормоза были заменены на барабанные. Такая конструкция больше подходит для отечественных дорог. Кстати, во время испытаний было использовано 35 образцов, которые прошли более 2 млн километров советских дорог. Так что «русификация» итальянского Fiat 124 оказалась полезной и для самого концерна Fiat. Итальянцы получили уникальные сведения о надежности своих машин.

Историческая справка:

Инициатором производства «жигулей» стал председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин. В те годы в Советском Союзе одновременно возводилось около 1900 крупных предприятий, и будущий Волжский автомобильный завод оказался одним из них.

В 1960-х годах спрос на автомобили в СССР резко возрос – страна нуждалась в по-настоящему «народном автомобиле». В итоге правительство предложило построить новый автомобильный завод, который мог бы выпускать свыше полумиллиона легковушек в год.

В 1966 году между Советским Союзом и итальянской компанией «Фиат» было подписано соглашении о совместном строительстве автомобильного завода и выпуске на нем модели Fiat 124. Уже через год в Тольятти началось строительство нового предприятия, а в 1970 году с конвейера завода сошли первые машины.

Новый автомобиль вовсе не был копией Fiat 124. Для адаптации к советским дорогам и непростым климатическим условиям «итальянец» прошел основательную подготовку: всего было внесено более 800 изменений. В результате по ряду показателей ВАЗ-2101 даже превосходил Fiat 124.

«Жигули» собирали к особенной дате, которую отмечала вся страна 22 апреля 1970 года, – столетию В.И. Ленина.

Первые автомобили стоили 5150 руб. Чтобы стать счастливым обладателем «жигулей», советскому гражданину нужно было не только заплатить достаточно солидную сумму, но также терпеливо отстоять очередь. Для покупки «жигулей» приходилось на протяжении месяца еженощно отмечаться на пустыре под городом Химки.

Советский автомобиль LADA 1200 продавали во многих странах: ГДР, ФРГ, Австрии, Чехословакии, Болгарии, Швеции, Югославии, Венгрии, Финляндии, Швейцарии, Франции, Египте, Великобритании, даже Австралии и Японии. Для экспорта в страны с левосторонним движением Волжский автозавод освоил выпуск двух праворульных версий «жигулей»: ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014. В некоторых странах советская «копейка» приобрела местный колорит. Например, на Кубе популярность получили «лимузины» ВАЗ-2101, которые широко использовались как маршрутные такси.

Экспортные успехи наших машин заставили нервничать итальянцев: советские «жигули» отъедали у марки FIAT приличную часть европейского рынка.

На легендарной «копейке» ездили и зарубежные звезды. Например, LADA 1200 стала первой машиной известного пилота «Формулы-1» Кими Райкконена. «Отличный и надежный автомобиль: никогда не ломался», – вспоминал он в одном из интервью.

Как считают эксперты, спортивный успех «жигулей» был заложен в самом двигателе: мотор отлично поддавался форсировке. Дебют «копейки» состоялся в начале 1971 года в Риге, на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли. Осенью 1971 года автомобили ВАЗ-2101 приняли участие в международных соревнованиях: три советских экипажа стартовали в марафоне «Тур Европы – 71». Всего они прошли 14 тыс. километров по территории 14 европейских стран. По итогам тура команда ВАЗ удостоилась второго места. Буквально через два года, на «Туре Европы – 73», командам на ВАЗ-2101 достались сразу золотой и серебряный кубки.